Сонечку привели в нашу группу весной. Эта была странная девочка. Голова чуть-чуть набок, пальчики одной руки постоянно слегка согнуты. Четыре года, а она совсем не умела бегать, на физкультуре выяснилось, что и ползать тоже не получается. Сонечка ложилась на пол, совершала какие-то хаотичные движения руками и ногами и не сдвигалась ни на сантиметр. Многие ребятишки в нашей группе уже легко забирались на несколько ступенек шведской стенки, а Сонечке наш инструктор по физкультуре сама осторожно переставляла руки и ноги на пару ступенек вверх, а вот спустить так же вниз просто не получалось. Елена Николаевна просто брала ее на руки и ставила на пол.

Надо отдать должное педагогу, она умудрялась на таком активном занятии как физкультура работать индивидуально со сложным ребенком. У нее всегда наготове были различные мешочки с крупой, фасолью, песком, палочки-моталочки для тренировки мелкой моторики рук и много других атрибутов: дорожки со следами для формирования правильного положения стопы во время ходьбы, ребристые дорожки и прочие-прочие вещи, которые она изготавливала сама. Елена Николаевна не просто работала, она переживала за каждого ребенка, если видела проблемы в физическом развитии, готовила индивидуальные задания, просила воспитателей передать рекомендации для родителей.

 
Изображение из Яндекс.фото
Изображение из Яндекс.фото

Но я отвлеклась. Просто захотелось немного рассказать о педагоге, чью работу родители не видят и даже не подозревают о неоценимом участии в развитии и воспитании их детей.

Итак, Сонечка отличалась не только проблемами в физическом развитии, но и речевом, коммуникативном. Ей трудно было общаться с детьми, девочка предпочитала играть одна. Любимым занятием была игра с куклами в дочки-матери. Она могла подолгу «готовить» обед и кормить кукол, бережно укачивала их, катала в коляске, гладила одежду игрушечным утюжком. На занятиях Сонечка обычно отмалчивалась, но слушала внимательно. Поэтому многое приходилось отрабатывать с ней индивидуально на прогулках, в вечернее время, когда ребятишек оставалось немного.

Общение с мамой по поводу проблем дочки всегда заканчивалось ее любимой фразой «она просто стесняется, я сама в детстве была такой».

Наступило лето, а лето в детском саду — это пора ремонта. И нередко мы приглашаем в помощь родителей — побелить, покрасить, отмыть группу перед открытием. И однажды мы остались вдвоем с мамой Сонечки — мыли окна, мебель, игрушки. Времени у нас для общения было достаточно, посторонних никого, и вот в тот день женщина разговорилась. Оказывается, у девочки ДЦП в легкой степени (может, это как-то по-другому называется, но мама сказала именно так). В три года ребенок попал в больницу с пневмонией, и там ее «так напугали врачи», что Сонечка перестала говорить и самостоятельно ходить по-большому в туалет. Почти полгода проблема решалась только с помощью клизм, пришлось обращаться к неврологу, который опять назначил эти «проклятые уколы». Еще несколько месяцев понадобилось на восстановление речи.

Я показала маме несколько вариантов пальчиковой гимнастики, объяснила ее значение не только для мелкой моторики, но и для речевого развития. Спросила про массаж. И тут она выдала — «массаж — это простое выкачивание денег, никакого толка от этого нет, Сонечке массаж вообще не понравился!» А потом добавила, что сама занимается с ней бисероплетением — это намного эффективнее любых массажей и пальчиковых гимнастик.

 
Изображение из Яндекс.картинки
Изображение из Яндекс.картинки

В сентябре, как обычно, все воспитатели заполняют паспорт группы, где отмечаются дата рождения, рост, вес и группа здоровья каждого ребенка. Эти данные мы берем у медицинского работника. Оказалось, у Сонечки, единственной во всем детском саду! при поступлении была указана первая группа здоровья, т.е. ребенок по заключению медкомиссии абсолютно здоров! Где мама взяла это заключение, для чего понадобилось скрывать проблемы, которые видны невооруженным глазом, так и осталось тайной за семью печатями. Да и дальнейшие рекомендации специалистов, которые приходили в детский сад и давали направления для обследования и лечения, просто игнорировались родителями.

Ну что ж, мы работаем не с бумажками, а с живыми детьми. За два года до школы удалось научить девочку хоть немного рисовать карандашами и кисточкой, работать ножницами, лепить из пластилина несложные фигурки. Сколько раз приходилось брать маленькие ладошки в свои руки и помогать ей осваивать новые движения. Неоднократно объяснять маме, как это важно для ребенка. Но женщина свято верила только в бисероплетение. Однажды уже в подготовительной группе на 8 марта Соня с мамой торжественно вручили мне цветок из бисера. Работа была выполнена аккуратно, я высказала свое восхищение и похвалила Сонечку. Мама тут же со смехом заявила, что дочка сама сделала только половину одного лепестка, а все остальное пришлось доделывать ей, а то ребенок устает.

Наша странная девочка со своей странной мамой ушли в школу, а через некоторое время мы встретились и женщина с грустью рассказывала, что Сонечке совсем не нравится школа, ее не понимают ни учительница, ни одноклассники. Дочка просится назад в детский сад.

Вот такие дела.

©