Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35 30/08/2016

Директор частного детсада рассказала «АиФ-Прикамье» о педагогах-новаторах, душевном здоровье и домашнем воспитании.

Из личного архива

Детский сад — это подготовка к школе, а по большому счёту и вообще к жизни. Здесь закладывается фундамент будущей личности. Многие родители недооценивают этот период, заботясь лишь о том, чтобы ребёнок был накормлен и находился под присмотром. Наш гость Татьяна Плетнёва, директор частного детсада, уже 25 лет ищет новые технологии для формирования свободной и независимой личности малыша, понимая, что эти дети станут основой будущего общества.

Досье

Татьяна Плетнёва. Родилась 26 октября 1965 г. в Первоуральске Свердловской обл. Окончила Пермский госуниверситет. Работала педагогом-психологом детской горбольницы № 3. В настоящее время директор Центра поддерж­ки родительства и развития ребёнка. Мама четверых детей.

Вместо парты – конторка

Татьяна Плетнёва: Задача детского сада — сформировать личность ребёнка, его психологическое здоровье, привить ему правильные привычки. Когда я познакомилась с технологиями педагога-новатора Владимира Базарного, то поняла, что мы движемся в одном направлении. Будучи по образованию медиком, он пришёл к выводу, что многочасовое сидение ребёнка за партой губительно влияет на позвоночник, органы дыхания и формирует близорукость. Он предложил в классе рядом с партой поставить конторку. Ребёнок во время урока может, не спрашивая учителя, поработать стоя. В конце концов, и Пётр I тоже писал и читал за конторкой. Это хорошая физиологическая поза для человека. Но здесь не просто оздоровительный момент. Это свобода выбора ребёнка.

Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: А как вы относитесь к идее Базарного отдельно обучать и воспитывать девочек и мальчиков?

Т. П.: — В этом есть рациональное зерно. Девочки воспринимают информацию другими участками мозга. Поэтому механизмы познания и мышления у детей разного пола совершенно разные. К тому же девочки развиваются физиологически быстрее мальчиков. Поэтому в средних классах они начинают лидировать, оставляя мальчиков на вторых ролях. Происходит феминизация общества.

Сад на дому

— Вы считаете возвращение к раздельному обучению девочек и мальчиков реальным?

Т. П.: — Когда мне говорят, что что-то невозможно, то не могу с этим согласиться. Сейчас начинают открываться част­ные школы. Всё зависит от того педколлектива, который намерен эти принципы реализовывать. Если они согласны с гендерным подходом к обучению и воспитанию, почему бы и нет.

— Вы упомянули о здоровых привычках. Когда и как их надо формировать?

Т. П.: — Начинать надо в раннем детстве или даже с будущих родителей, потому что то, как ребёнок воспринимает этот мир, находясь в утробе мамы, тоже влияет на его будущее. Второе — обязательно надо просвещать родителей. Чтобы, выбирая детсад или школу, они понимали, что нужно для их детей. К сожалению, у нас родители не являются заказчиками образовательных услуг ни для дошколят, ни для школьников. Надо, чтобы они приходили и спрашивали: «Что в вашей школе делается для здоровья моего ребёнка?» Тогда образовательное учреждение будет задумываться над этим.

— Сейчас многие родители отказываются от общепринятых форм образования и переходят на домашнее обучение. В чём, на ваш взгляд, опасность такого «новаторства»?

Т. П.: — В таком случае ребёнок не получает социализации, у него не формируются навыки взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. Например, некоторые родители в многодетных семьях считают, что у их детей и без того широкий круг общения. Но всё равно это ограниченный контакт, устойчивая среда для общения. Дети в таком случае должны посещать какие-то кружки, развивающие занятия, родители должны приглашать к себе в гости другие семьи с детьми, чтобы получать дополнительные коммуникативные навыки общения.

Не возвышаться над малышом

— Вы говорили о поддержании психологического здоровья у ребёнка. Что имели в виду?

Т. П.: — Дети до семи лет должны купаться в любви. Мы постоянно говорим об этом родителям. В этом возрасте нужны физические контакты — погладить, обнять, взять за ручку. Ребёнку нужно заглядывать в глаза. У наших воспитателей есть стульчики, чтобы их глаза были на уровне глаз ребёнка. Они могут встать на колени рядом с малышом. Или работать сидя на полу, чтобы ребёнок понял: мы равны. Если вспомнить другого педагога-новатора Шалву Амонашвили, сторонника гуманной педагогики, то он тоже вёл урок, находясь на уровне глаз детей, не возвышаясь над ними. Ну и, наконец, разговоры. Дети через слово чувствуют нашу любовь: как мы разговариваем, каким тоном, какие слова подбираем. А если ты повышаешь голос, надо спросить себя: почему ребёнок провоцирует тебя на это?

— Встать на позицию младшего?

Т. П.: — Да, ребёнок априори хороший, по-другому не бывает. Но если он себя ведёт не так, то, может быть, он устал, голоден, у него какое-нибудь внутреннее переживание, о котором он даже рассказать не может. Поведение ребёнка сигнализирует взрослым, что что-то у него неблагополучно внутри. Заглянуть в душу ребёнка — это огромное искусство. И всегда нужно под­держивать с детьми контакт, что бы ни случилось. Натворил что-то, нахулиганил, стекло разбил, в школу не ходит? В каждом случае есть причина, с которой надо разбираться, пока она не обросла снежным комом проблем. Нужно всегда быть на стороне ребёнка. То, что мы вложим в наших детей, бумерангом к нам вернётся. Если говорить ребёнку, что он дурак, он с таким ощущением и в мир выйдет. И я дурак, и все кругом такие же, и вообще мир весь глупый. А когда у ребёнка активная позиция, он умеет созидать, творить, когда у него нет готовых шаблонов, жёстких стереотипов, а развито живое мышление, он станет преобразовывать этот мир. Но не в угоду себе, а чтобы всем было хорошо.

©