Виталия Шаркова, педагог раннего развития детских клубов «Пампа Грин»

В 1 классе детей учат читать звуковым методом: ребенок слушает звуки в словах, запоминает, какими буквами они записываются, и начинает складывать звуки в слоги. Для обучения дошкольников разработаны авторские методики, которые через игру помогают ребенку научиться читать еще до поступления в школу.

С чего начать

С детьми двух-трех лет эффективно заниматься по методике Пятибратовой «Изучаю и запоминаю буквы», согласно которой каждая буква связана с определенной ассоциацией и жестом, поэтому после освоения материала ребенок сразу читает «ма», а не «мэ-а». Используйте кубики Чаплыгина«Читаю легко», кубики Зайцева и книги Пятибратовой «Учусь читать и писать», «Новый букварь».

В этих методиках слоги (склады) представлены в виде таблицы и распределены по столбикам. В верхней части таблицы находятся звонкие звуки, в нижней глухие. Гласные буквы собраны в отдельные столбцы. Основная таблица (самая большая) вешается на уровне глаз, ребенок указкой показывает слоги и называет их нараспев. К пособию прилагается диск с попевками, но можно придумать свой мотив или спеть на мотив любимой детской песенки. Таким образом ребенок учится работать с дополнительным материалом, начинает ориентироваться в пространстве, формируется кинестетическая функция.

Учимся читать — советы на Яндекс.Маркете

Упражнения с карточками

Когда ребенок видит изображение и слышит слово, которое оно обозначает, он начинает связывать эти понятия и запоминает целое слово. Такой алгоритм помогает быстрее научиться читать, так как ребенок осваивает целые слова, а не отдельные буквы.

Для развития этой техники чтения используйте карточки из методик Зайцева и Глена Домана. В каждом наборе 25 карточек со словами и изображениями на определенную тему: члены семьи, игрушки, одежда, домашние животные. В первый день необходимо три раза в течение 5 – 10 секунд показывать ребенку пять карточек и четко произносить слова, которые на них написаны.

Карточки для обучения по методике Глена Домана

На следующий день повторите старые карточки и добавьте еще пять новых карточек. Увеличьте количество занятий до шести — три раза повторите старые карточки и три раза новые. На третий день добавьте еще пять карточек и проведите девять занятий. На четвертый и пятый день увеличьте количество карточек до 25, а количество занятий до 15 в день. На шестой день занятий добавьте пять новых карточек и уберите несколько карточек в изученном комплекте. Если ребенку стало скучно, или вы полностью освоили один набор, переходите к следующей теме.

Когда ребенок начнет уверено соотносить слово и картинку, добавьте к основному набору карточки, на которых написаны только слова, и наборы только с картинками. Назовите слово или покажите карточку с написанным словом и предложите ребенку отыскать среди нескольких карточек правильное изображение.

Упражнения с кубиками

Кубики, используемые в обучении, разного размера, цвета, и сделаны из разных материалов. В три года воспитанники «Пампа Грин» знают, что звук «б» — звонкий, так как буква «б» нарисована на железном кубике, а звук «п» — глухой, потому что обозначающая его буква — на мягком кубике.

Параллельно с обучением чтению развивается фонематический слух. Спойте любую песенку или нотку из таблицы («ма, му, мо, мэ, мы»), предложите ребенку найти их и исполнить уже самостоятельно.

Распечатайте картинки с «твердыми» («ма», «му», «мо», «мы», «мэ») и «мягкими» («мя», «мю», «ми», «ме») слогами и, например, картинки, на которых нарисованы большие и маленькие ежики. Попросите ребенка отдать все «твердые» слоги большим ежикам, а маленьким ежатам достанутся оставшиеся «мягкие» сочетания.

Учимся читать — советы на Яндекс.Маркете

Обучающие игры

Маленьким детям сложно усидеть весь урок неподвижно, поэтому включайте в обучение игровые элементы. С трехлетним ребенком можно поиграть в игру «Кочки». Распечатайте слоги на листе формата А4 (каждый слог на отдельном листе), разложите карточки в один ряд или хаотично. Предложите ребенку добраться по кочкам из одного конца комнаты в другой. Переход на следующую кочку засчитывается, если ребенок называет слог.

Детям от трех лет понравится игра «Смешные слова». Предложите ребенку соединить несколько кубиков или карточек в случайном порядке и прочитать, что получилось. А когда будете читать сказку, возьмите таблицу из методики Пятибратовой, найдите буквы, которые есть в именах главных героев, и заклейте их пластилиновыми шариками.

Учимся читать — советы на Яндекс.Маркете

Для детей постарше

На занятиях с четырехлетним ребенком можно сочетать «складовой» и традиционный метод. Используйте «Букварь» Н.С. Жуковой, книги серии «Ломоносовская школа»: «Узнаю буквы и звуки. Для детей 4 – 5 лет», «Хочу читать. Для детей 5 – 6 лет», «Пишу буквы. Для детей 5 – 6 лет», рабочие тетради серии «Солнечные ступеньки» Е. В. Колесниковой.

Загадайте слово и разложите несколько трафаретов из комплекта Пятибратовой. Предложите ребенку определить первый или последний звук в слове, выбрать из представленных трафаретов правильную букву и написать ее.

В рабочей тетради Пятибратовой «К занятиям по кубикам Зайцева» представлены задания с пустыми «складовыми» кубиками в виде поезда и вагончиков («а», «са», «на», «ка», «та», «ба», «ла»). Раскрасьте каждый вагончик в соответствии с первым звуком (первой буквой в слоге): звонкий — серым карандашом, глухой — коричневым, гласные — желтым.

Занимаясь с пятилетнем ребенком, повесьте на видное место плакат с алфавитом. На плакате должны быть изображены большие, маленькие, печатные и прописные буквы. Ребенок должен узнавать их и знать, как читать буквы и звуки.

Учимся читать — советы на Яндекс.Маркете

Если переложить алфавит на мотив детской песенки, то ребенок быстрее его запомнит. Самая распространенная ошибка при знакомстве с алфавитом — неправильное прочтение букв. Прежде чем обучать ребенка, посмотрите транскрипцию и обратите внимание, что буквы произносятся «эль» и «эн», а не «лэ» и «нэ».

Некоторые рекомендации

Если ребенок спустя некоторое время после начала занятий так и не начал читать, не стоит огорчаться. У каждого ребенка свой темп обучения и восприятия информации. Часто родители требуют от ребенка невозможного, из-за чего возникают конфликты. Если малыш отказывается идти на урок или не хочет заниматься дома, сделайте перерыв и вернитесь к занятиям через некоторое время.

Интерес — главное условие эффективного обучения. Не нужно заставлять ребенка — это спровоцирует отвращение к учебному процессу и еще больше снизит мотивацию к обучению.

Чтение — это навык, и чтобы им овладеть, необходимы ежедневные тренировки. Чтобы уроки проходили эффективно, создайте комфортные условия для обучения: повесьте плакаты, магнитную доску, на полках расставьте пособия и наборы с кубиками. У детей часто возникает спонтанное желание составить слово или что-то прочитать, поэтому материалы всегда должны находиться на видном месте.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

https://market.yandex.ru/articles/uchimsja-chitat?utm_conten…

©