Работаю воспитателем ровно год, опыта немного. Методист на пятиминутке предложила книгу Шустермана «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких».
 

Изучить технологию ТРИЗ и внедрить ее в своей группе. «Просто попробуйте начать читать, а дальше, увидите и решите» — сказала она. Я взяла потому что остальные воспитатели молчали и не хотели брать книгу. Очевидно они знали что это такое, а я понятия не имела.

Вызвалась попробовать потому что было во-первых, неловко от того, что все отказались, во-вторых пробовать новое и интересное я люблю. Ну, для меня это было новое, к сожалению даже не слышала об этой методике.

Теория решения изобретательных задач появилась на свет в пятидесятые годы прошлого столетия, автор ее — писатель фантаст Г.С. Альтшуллер. Основная идея технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются по определенным законам. Эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач, без лишних ошибок.

Разработана она была не для детей, а для взрослых. В наше время методы этой теории часто используются в детских садах. Она развивает у дошкольников смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Заранее прошу прощения за мое невежество, но рада, что мне попалась эта книга.

 

Их на самом деле несколько, разные авторы. Мы пока дошли с детьми до десятой главы Шустермана, о приключениях колобка. Это не реклама книги. Просто хочу сказать, что неожиданно для меня, дети на самом деле влились.

Одну главу мы могли читать несколько дней. Иногда тема главы выливалась во что-то совершенно неожиданное. Например, в историю нашего города, которое переросло в целое коллективное исследование. Но самое главное не это. Мы стали обсуждать по этой технологии абсолютно всё. Начали учиться слышать и слушать друг друга. Весь декабрь у нас был практический эксперимент который мы назвали » Наука слушать и слышать».

У нас всегда было очень шумно. Мы вообще самая громкая группа. Но кроме того что мы самые шумные в детском саду мы ещё и самые драчливые. Мальчишки без конца дерутся и обзываются. При этом они не враги друг другу. Играют всегда вместе, но разодравшись очень сильно, после моего вмешательства, извинились, помирились и снова играть.

Решили обсудить очередную драку, сели в кружочек, так, как обычно садимся читать Шустермана. И вдруг, во время обсуждения выяснили с чего все началось. Драка разразилась оттого что Максим не слышал Ваню. Ваня, чтобы привлечь его внимание, хорошенько наотмашь ударил его по спине. И понеслось как снежный ком.

Когда обсуждали это, даже посмеялись все вместе, но потом, дети стали предлагать свои решения. Наш эксперимент длится ещё меньше месяца, но все о нем помнят. Появились новые традиции. Раз мы все любим покричать, решили стараться делать это на улице. Придумали даже несколько кричалок .

Есть хорошая игра: ведущий держит правую руку горизонтально, а левой делает плавающие движения над рукой, когда левая рука плавает внизу все молчат, когда левая пытается » вынырнуть» всем надо громко громко кричать и левая рука сразу уплывает вниз. Ведущий сам придумывает, кто это пытается пробраться у нас на участок, и кого надо напугать криком. Иногда это Снежная королева, иногда акула, один раз была бабка Гренни)).

Ещё придумали игру: нужно пробраться в раздевалку и одеться тихо, как разведчики, чтобы даже заведующая не услышала, что мы собираемся на прогулку. Выйти на улицу незамеченными, ещё и лопатки с ледянками взять из кладовки безшумно. Пока не очень получается, но то, что стало тихо у нас, заметили все. Даже родители. В общем, теперь стараемся относится друг к другу бережней, учимся слышать и слушать. Каждый день придумываем новое, причем, дети придумывать и обсуждать теперь научились сами.

За эти два месяца , я на своих подготовишек посмотрела по-новому. И ещё хорошая новость — у меня не садится голос теперь. Вообще. Потому что мы весь декабрь просто разговаривали друг с другом, и несмотря на то что в группе постоянно было 19-20 человек, голос не приходилось повышать.

©