На эти размышления меня навела «задача о двух мухах», которые соревновались в беге по стене — вверх до потолка, а потом опять вниз.

Первая муха вверх и вниз бежала с постоянной скоростью.

Вторая до потолка бежала в 2 раза быстрее первой, а обратно, до пола, в 2 раза медленнее первой мухи.

Вопрос: какая муха добежала первой?

Я даже не изменил условие — если вам интересно, то решите задачу сейчас. Если нет — найдите решение в сети.

Суть не в этом.

Я не понимаю, как можно научить бесполезным вещам?

Вернее я понимаю, что

бессмысленным вещам учить можно, а научить невозможно. Никак.

Даже если все слова раскрасить в разные цвета, а циферки нарядить в веселых человечков. (Ирония по поводу «игрового» подхода).

Наш ум так не работает, он всюду ищет смысл. Так почему бы уму не предоставить то, что он ищет?

«Как?»,- спросите вы.

Очень просто.

Соединяя бесполезное с полезным, школьную математику, действительно бесполезную для большинства, с полезной каждому жизнью. Подбирая и показывая примеры.

Ежик в поисках смысла (Мое фото - на дереве в Измайлово)

Ежик в поисках смысла (Мое фото — на дереве в Измайлово)

Китайская пытка во благо. Третья возможность

В детстве, то есть в прошлом веке )) я смотрел фильм.

… Главного героя подвергли китайской пытке, привязав в пещере под сталактитом, с которого медленно, капля за каплей стекала вода на макушку бедолаги.

Каждая капля в отдельности абсолютно безопасна.

Но «капать на мозги» капля за каплей в течение долгого времени — это нечто совсем другое. От этого сходят с ума. Или выдают военную тайну.

Но есть и третья возможность, о которой знают некоторые продвинутые психологи.

«Капание на мозги» помогает привести мозги в порядок, «смыть» шелуху непонимания, привести к озарению по поводу того, на что именно «капают».

Как мотивировать ребенка учиться?

Не знаю. Думаю, что никак.

Профессиональные педагоги говорят, что знают, но молчат.

Молчат и повторяют: «Ребенок должен быть мотивирован на учебу, он должен иметь сформированные моральные установки».

То есть педагоги тоже не знают.

И если вы подумали, что я ерничаю — так нет. Я только что привел прямую цитату, каковых у меня в архиве полно.

Одна учительница в нашей бывшей школе требовала от родителей на собрании 3 (третьего) класса: «Дети должны понимать, что учатся не для родителей, а для себя!».

Когда я слышу в разговорах об обучении детей модальные глаголы, то начинаю громко смеяться. Или писать подобные этой статьи.

Оставим секретный педагогический метод мотивации и поговорим о том, что иногда все-таки срабатывает.

Мотивируют чувства, а не слова

У ребенка опыта, который предоставляет возможность почувствовать — ноль без палочки. Еcли не вообще — мнимая единица.

Как быть?

Бесполезно пугать ребенка низкой зарплатой в будущем.

Будущее в мозгах у детей появляется в будущем, а учить приходится сейчас.

Не существует методов, мотивирующих «на раз-два».

Но есть, мотивирующие «на раз — два — три» )

Мы скоро вернемся к китайской пытке и к «задаче о 2-х мухах». А сейчас поговори про бег.

Обучение как бег на длинные дистанции

… Непосвященным соревнования в беге кажутся простым занятием, требующим только выносливости. На самом деле, чтобы побеждать в беговых дисциплинах, нужно уметь думать и действовать стратегически. Не меньше, чем в шахматах.

Не меньше, но по-другому.

Обучение напоминает бег на длинные дистанции. Одна хорошая оценка, один сданный экзамен, «промежуточный финиш» — ничто. Победа достается тому, кто первым пересек финишную черту. Призовые места (что тоже неплохо) достаются тем, кто не очень сильно отстал от лидера.

Почему для победы в беге нужно уметь думать?

Потому, что «просто быстро бежать» долго не способен никто. В беге, как и в жизни, критически важно правильно рассчитать и правильно распределить силы.

Вернемся к мухам

Решить задачу просто, если решать правильно, а не «по формулам».

Нарисуйте на бумаге отрезок прямой — расстояние между полом и потолком. И водите по ней пальчиком или карандашом, изображая пути, пройденные первой и второй мухами.

«Когда первая муха пробежит середину пути до потолка, вторая добежит до …. Когда вторая муха повернет от потолка к полу и пробежит половину, первая муху добежит … И так далее.

Решение самоочевидно.

В старших классах (а это задача для нормального третьеклассника), ребенок сможет решить эту задачу алгебраически. Правда там есть одна ловушка. И если он не научится решать задачи арифметически, то в подобные ловушки будет попадать регулярно.

Алгебра не заменяет понимание, а предполагает построение осмысленной модели, которую потом предстоит «выразить буквами — переменными».

Лучшая стратегия мотивации

«А зачем мне мухи?»

Ребенок так не скажет, но подумает и почувствует.

Подсознательно, мозжечком, рептильным мозгом, лимбической системой — или чем там еще реагируют? И это будет разумный вопрос.

 Подобные пейзажи создают настроение, которое трудно выразить словами. Но от этого они не становятся для нас менее значимыми (Мое фото)

Подобные пейзажи создают настроение, которое трудно выразить словами. Но от этого они не становятся для нас менее значимыми (Мое фото)

Что ему ответить? «Тебе это в старших классах пригодится!?» ))

Есть лучшая стратегия: «капать на мозги».

… В начале ребенку «интуитивно» кажется, что обе мухи финишируют одновременно: «туда быстрее, обратно медленнее, в среднем одинаково».

Но решение показывает, что муха, поддерживающая ритм, финиширует первой! Что в начале было не очевидно. А потом стало очевидно.

Остановиться на этом — значит не понимать, как работают мозги.

Мы поставили ребенка в интересное положение: он понял, что «лоханулся», что интуиция его подвела. И увидел он это сам. Получил опыт.

Он узнал: «Не все написанное на заборе, в учебниках, в СМИ и т.п. — правда. Лучше проверять, чтобы не оказаться лохом … Лучше научиться думать.»

Ребенок это не скажет, не надейтесь.

Но в «мозжечке», в рептильном мозге, в лимбической системе — подумает. А это сильнее слов, это то, что управляет нашей реальной жизнью за пределами школы.

А если ребенок еще и умеет бегать, что сегодня встречается не так часто)), можно вернуть его к забегам на более длинные дистанции, чем из одного школьного кабинета в другой.

И «мушиная» задача наполнится реальным для ребенка содержанием, поскольку ассоциируется с уже имеющимся у него опытом и чувствами.

«Не стоит рвать с места в карьер, если путь предстоит длинный».

А вы попутно осознаете вред «раннего обучения». Осознаете глубже, чем большинство педагогов и молодых родителей.

«А что будет, если …?»

Из этой задачи можно извлечь больше пользы, чем кажется на первый взгляд.

«А что будет, если первая муха начнет соревнование с в два раза меньшей скоростью, а продолжит, ускорившись?»

Вряд ли ребенок теперь начнет вычислять «среднее». Он задумается. А это уже начало ценнейшего рефлекса, начало пути к привычке думать.

Кстати, не хотите ли попробовать решить второй вариант задачки? И сделать выводы, имеющие отношение к реальной жизни?

Это провокационное предложение для родителей, которые занимаются или планируют заниматься со своими детьми потому, что школа уже не учит.

©