Не то чтобы я о чем-то сильно жалею, но моя школьная жизнь была бы лучше, а квест под названием «школа» — легче, если бы я осознала некоторые нюансы о школе во время обучения, а не сейчас, когда всё уже закончилось.

1. Ошибки — это нормально. Это часть прогресса. И неважно, что твоя учительница математики басом на протяжении 5 лет пытается доказать тебе обратное с криками «ты ж отличница, как ты можешь так тупить!», когда ты что-то делаешь не так у доски.

2. Не бойся. Учёба — это про любопытство и развитие, а не про страх.

Большую часть своей школьной жизни я боялась учителей. Впрочем, это неудивительно: многие школьные преподаватели позиционировали себя так, чтобы внушать нам страх (и, видимо, уважение).

И это тоже неудивительно: школьная система часто строится не на доверительных отношениях между учителем и учениками, а на напряжении и аксиоме «Я — учитель, я большой и всезнающий, а вы — маленькие и глупые, поэтому должны мне подчиняться и не спорить со мной».

Постепенно всё это рушится. Ты догоняешь и перегоняешь учителей в росте (и в знаниях, кстати, порой тоже: распространенная история, когда у некоторых старшеклассников уровень английского выше, чем у учителя). С каждым годом всё чаще видишь, что учителя тоже ошибаются и многого не знают даже в своей области, но не всегда готовы это признать. В конце концов, они тоже люди. До класса шестого я даже всерьёз думала, что учителя и врачи — это какой-то отдельный сорт сверхлюдей.

3. Обращаться за помощью — нормально.

У нас в школе было непринято задавать учителю вопросы. Иначе на тебя поставят клеймо «невнимательный и/или глупый». Так что если мне что-то было непонятно, я справлялась с этим сама — лезла в интернет.

Эта самостоятельность в учёбе и нежелание просить помощи сопровождали меня и во время подготовки к ЕГЭ. В начале 11 класса мне жизненно необходимо было знать, что мои баллы — это мой результат. Не онлайн-курсов, не репетитора, не школы (тем более нас толком не готовили к ЕГЭ).

За свою принципиальность я не поплатилась в плане баллов — в сумме вышло 292 из 300. И если самоподготовка к русскому и литературе была оправдана и пошла мне на пользу, то вот насчёт английского я не могу сказать то же самое.

Да, получилось подготовиться к нему на 97 баллов. Но по факту язык у меня перекособоченный: хорошо развиты пассивные навыки благодаря чтению в оригинале и ютьюбу. Но язык — это ещё и про коммуникацию. А вот разговорной практики у меня не было, поэтому я как собака — понимать понимаю, а вот самой спонтанно говорить…

Если вы не такой противный индивидуалист, как я, и хотите, чтобы язык был развит гармонично, можно приглядеться к онлайн-школе английского TOKI. Что особенно ценно, там персонализированный подход, а не одна методика для всех, которая не учитывает особенности и желания конкретного человека (привет, школа и типичные занятия в группах).

А ещё там можно заниматься и с носителем языка, и с русскоязычным преподавателем. И, что актуально для 11 класса, там есть эксперты ЕГЭ.

По-хорошему, конечно, начинать готовиться к ЕГЭ в 11 классе с хиленьким уровнем языка, при этом желая высокий балл — не самое приятное, что может быть в жизни. Формат ЕГЭ не так сложно наработать, а вот язык за год…

То ли дело начинать в размеренном режиме заниматься языком заранее. Лет так в 11-12 — особенно если у ребёнка есть интерес к английскому. Помню, чуть ли не половина моих одноклассников как раз в этом возрасте поголовно гордо заявляли, что будут переводчиками.

4. Личный комфорт — важно. Здоровая спина важнее, чем упрёки в духе «А почему это у вас один учебник с соседкой на двоих? А мозг у вас тоже один на двоих?» Тепло и удобство важнее, чем прилежное соблюдение школьной формы (у девочек — синие платья, даже зимой).

5. Гоняться за пятёрками — бессмысленно. Зубрёжка вместо понимания — вредна. После выпуска из школы остаёшься только ты, твои знания (а оценки не всегда показатель знаний) и твои баллы за ЕГЭ. Всякие там тройки за контрольные и нежелательные четвёрки в аттестате забываются сразу же.

6. Ты не виновата в том, что не смогла усвоить в школе абсолютно всё. И в том, что школьная система устроена так, что нам нужно впихивать в себя огромный набор фактов в быстром темпе, тоже не виновата.

А вообще, в мире столько всего интересного, и на школе/вузе учеба не заканчивается. Может, однажды, уже вне стен учебных заведений, я действительно полюблю химию или начну разбираться в физике…

©